Управление образования администрации Железнодорожного района
в городе Красноярске
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Использование информационно-коммуникационных технологий
в образовательном процессе ДОУ
Автор: Косолапова Людмила
Николаевна, воспитатель
2013 год
«Воспитывай и относись к доверенному тебе ребенку так,
как хотела бы, чтобы
воспитывали и относились к твоему».
Аннотация: В данной методической разработке представлен
опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс. Главным преимуществом данной методической разработки является
то, что имея только ноутбук и интернет
можно намного разнообразить образовательный процесс в ДОУ и
совершенствовать взаимодействия участников образовательного процесса. Даже не
имея интерактивной доски в образовательном учреждении можно эффективно использовать ИКТ. Предназначена для педагогов ДОУ.
Использование информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе ДОУ.
Актуальность
педагогической инициативы. Актуальность
данной педагогической инициативы вызвана
тем, что с одной стороны модернизация системы образования РФ предъявляет новые
требования к содержанию и формам образовательной работы с детьми. Такие происходящие события в области
образования, как принятие Стратегии развития информационного общества и
Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, реализация
программы «Электронная Россия», подключение школ к интернету, принятие поправок
к Закону «Об образовании», внедрение федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
внедрение образовательных стандартов привели к изменению содержания, методов и
форм всей системы образования, следовательно, и работы детских садов.
В современном обществе, в условиях динамично меняющегося
мира, в котором постоянно
усовершенствуются и усложняются технологии, где дети живут и формируются в информационной
среде информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
[1]
С другой стороны внедрение ИКТ в практику моей работы с детьми, родителями, а в последующем и педагогами, обусловлено следующими причинами:
1. В соответствии с федеральными
государственными требованиями творческой группой МБДОУ были разработаны
тематические недели, что отвечает принципу комплексно-тематического построения педагогического
процесса, в результате проживания которых мы столкнулись с проблемой нехватки
дидактических и наглядных пособий.
2. Современная ситуация
развития общества складывается таким образом, что ребенок в социуме
сталкивается с новинками технического прогресса (7D, 9D, гаджетами и т.д.), приходя
в детский сад зачастую трудно удивить и вызвать эмоциональный отклик на обычную
картинку и сухую подачу материала.
3. Одними из основных участников
воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Существует
проблема включенности родителей в педагогический процесс, а также проблема распространения информации в
родительской общественности.
Идея
педагогической инициативы заключается
в построении внутри МБДОУ обогащенной образовательной среды, посредством
внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных
технологий, и как следствие – повышения качества образовательной
деятельности.
Цель
педагогической инициативы. Повышение
эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-коммуникационных
технологий в ДОУ
Задачи
педагогической инициативы.
- развивать
мотивацию у детей к содержанию педагогического процесса, расширять кругозор за счет
создания и использования готовых мультимедийных разработок.
- повышать степень
включенности родителей в педагогический процесс через организацию интересных
форм работы, а также создания собственного сайта группы.
- обмениваться накопленным
опытом в педагогическом сообществе посредством социальных сетей.
- содействовать в повышении
информационно-коммуникативных компетенций педагогов ДОУ.
Деятельность
по реализации педагогической инициативы.
Образовательная деятельность в детском саду имеет свою
специфику, она должна быть эмоциональной, с привлечением большого
иллюстративного материала. Компьютерная техника с ее мультимедийными
возможностями помогают в решении данной проблемы.
Информационно-коммуникационные технологии не зависят от темы, формы проведения и
содержания образовательной деятельности, а так же от возраста участников.
Работа с привлечением информационных технологий помогает педагогу показать
детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности, дать
наиболее близкое представление об изучаемой теме, следовательно, активизирует ребят на деятельность.
Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение, а использование всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации – это использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.
Средства ИКТ,
которые используются мною в работе с детьми и родителями:
·
Компьютер с программным обеспечением
·
Мультимедийный проектор
·
Принтер
·
Видеокамера
·
Фотоаппарат
·
Телевизор
·
Видеомагнитофон
Свою деятельность по внедрению ИКТ в педагогический
процесс я организовала по следующим направлениям:
I.
Использование ИКТ
при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми:
- Подбор дополнительного
познавательного материала (мультимедийные
разработки и презентации) к непосредственно образовательной деятельности,
знакомство со сценариями праздников и
других мероприятий (интернет-ресурсы);
- Создание тематических презентаций в программе Рower Рoint (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/index/prezentacii/0-15);
- Создание интерактивных физминуток (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/index/ehlektronnye_fizminutki/0-17, приложение 1).
Задачи подобных динамических пауз (физминуток):
– предупреждение утомления;
– снятие эмоционального напряжения в процессе занятий;
– восстановления умственной работоспособности;
– совершенствование общей моторики;
– выработка четких координированных движений во взаимосвязи со зрением;
– повышение интереса к занятиям.
Дополнительные
задачи:
– повторение, например,
если это весенняя физминутка, то признаков весны;
– повторение слов песни;
-
Подбор
иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы
(сканирование, интернет-ресурсы, презентация, принтер);
- Оформление групповой
документации (офисные компьютерные программы, принтер)
- Использование
цифровой фотоаппаратуры, видеоаппаратуры и программ редактирования фотографий и
видеосъемки для изготовления дополнительного познавательного материала, который
использую в создании презентаций, оформления тематических фотовыставок и
видеороликов (Н: серия презентаций «Совушка приглашает» (http://www.calameo.com/books/00136923413efa6ca2dce),
серия виртуальных экскурсий «Путешествие на тучках» (на стадии создания);
- Оформление
буклетов, визитной карточки группы, личной карточки воспитанника на кабинку, билетов на спектакли, пригласительных билетов
на праздничные мероприятия(http://mdou21oduvan.ucoz.ru/board/sobytija_gruppy/jarmarka/1-1-0-4,
приложение 2).
- Использование компьютера
в делопроизводстве группы, создании различных баз данных.
II. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями:
- Подбор дополнительного
познавательного материала для повышения педагогической компетенции у родителей
(к презентациям на родительские собрания, информацию на стенды и в
папки-передвижки); материалов по различным направлениям деятельности.
- Оформление
пригласительных на праздничные мероприятия, стендов для родителей, к праздникам
сюрпризные моменты (принтер)
- Создание
тематических презентаций в программе Рower Рoint для проведения родительских
собраний, праздничных мероприятий;
- Использование
цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий для создания
фотоотчетов, фотовыставок, фото-шоу и фото подарков к празднику (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/photo/3,
http://mdou21oduvan.ucoz.ru/photo/tvorchestvo/5,
http://mdou21oduvan.ucoz.ru/video/vip/4/myvideo/k_dnju_materi,
http://mdou21oduvan.ucoz.ru/video/vip/1/myvideo/slajd_shou_quot_starshaja_gruppa_ot_a_do_ja_quot
, приложение 3)
- Использование
видеокамеры и соответствующих программ,
для создания видеофильмов «Говорят и показывают Одуванчики» (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/video/
);
- Создание сайта
группы (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/
) – презентация
видео, фото отчетов о жизни группы, информирование родителей о происходящих
событиях, получение информации в форме советов, обратная связь с родителями,
выкладывание видеоуроков http://mdou21oduvan.ucoz.ru/index/distancionnye_uroki/0-19
). Сайт позволяет лучше родителям узнать воспитателей, их увлечения, интересы. Особенно
важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им
необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
III. Обмен опытом в педагогическом сообществе:
- Обмен опытом
(интернет-ресурсы) – (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/, http://www.maaam.ru/users/kludmilfn,
http://nsportal.ru/kludmilan, http://www.o-detstve.ru/myarticles.html);
- Знакомство с
периодикой, наработками других педагогов (сайты дополнительного образования);
- Проведения
мастер-классов, в МБДОУ 21, по созданию презентаций, электронных физминуток, презентация
опыта работы по ведению документации воспитателя в электронном виде.
Внедряемость педагогической инициативы
Представленная педагогическая инициатива может быть с
успехом реализована в любом дошкольном образовательном учреждении, при наличии
инициативных педагогических кадров и соответствующих средств ИКТ. Даже не имея
в образовательном учреждении интерактивной доски можно эффективно внедрять информационные
технологии. Имея ноутбук и проектор образовательный процесс в ДОУ можно сделать
ярким и полным. Разместив оборудование в одном помещении снимется проблема
отсутствия средств информационно-коммуникационных
технологий в каждой группе.
Результаты реализации инициативы.
Внедрение
информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует повышению качества образовательного
процесса:
- ускоряется передача знаний и
накопленного опыта, педагоги получили
возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети
Интернет, повышается их социальный статус;
- при использовании электронных образовательных ресурсов
повышается качество обучения, познавательная мотивация у воспитанников, дети
быстрее и успешнее адаптируются к происходящим изменениям, соответственно
наблюдается рост их достижений
- отмечая интерес детей к ДОУ, родители стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах. Был создан и реализован проект по созданию пространственно-образовательной среды «Погружение в зимнюю сказку «Снежная королева» (Приложение 5), с большим удовольствием участвуют во всех мероприятиях группы(Приложение 7).
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств в детском саду позволяет модернизировать и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.