Среда, 09.07.2025, 02:06
"ОДУВАНЧИК"

 Методическая разработка

Случайное фото
Меню сайта
Форма входа
Архив записей
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Поиск

    Управление образования администрации Железнодорожного  района

    в городе Красноярске

    Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад № 21 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»


     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Использование информационно-коммуникационных технологий

    в образовательном процессе ДОУ


    Автор: Косолапова Людмила Николаевна, воспитатель

    2013 год



    «Воспитывай и относись к доверенному тебе  ребенку так,

     как хотела бы, чтобы воспитывали и относились к твоему».

    Аннотация: В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс.  Главным преимуществом  данной методической разработки  является  то, что имея только ноутбук и интернет  можно намного разнообразить образовательный процесс в ДОУ и совершенствовать взаимодействия участников образовательного процесса. Даже не имея интерактивной доски в образовательном учреждении можно эффективно использовать  ИКТ. Предназначена для педагогов ДОУ.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

    Актуальность педагогической инициативы. Актуальность  данной педагогической инициативы вызвана тем, что с одной стороны модернизация системы образования РФ предъявляет новые требования к содержанию и формам образовательной работы с детьми.  Такие происходящие события в области образования, как принятие Стратегии развития информационного общества и Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, реализация программы «Электронная Россия», подключение школ к интернету, принятие поправок к Закону «Об образовании», внедрение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, внедрение образовательных стандартов привели к изменению содержания, методов и форм всей системы образования, следовательно, и работы детских садов.

    В современном обществе, в условиях динамично меняющегося мира, в  котором постоянно усовершенствуются и усложняются технологии,  где дети живут и формируются в информационной среде информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. [1]

          С другой стороны внедрение ИКТ в практику моей работы с детьми, родителями, а в последующем и педагогами, обусловлено следующими причинами:

    1.    В соответствии с федеральными государственными требованиями творческой группой МБДОУ были разработаны тематические недели, что отвечает принципу комплексно-тематического построения педагогического процесса, в результате проживания которых мы столкнулись с проблемой нехватки дидактических и наглядных пособий.  

    2.  Современная ситуация развития общества складывается таким образом, что ребенок в социуме сталкивается с новинками технического прогресса (7D, 9D, гаджетами и т.д.), приходя в детский сад зачастую трудно удивить и вызвать эмоциональный отклик на обычную картинку и сухую подачу материала.

    3.   Одними из  основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Существует проблема включенности родителей в педагогический процесс,  а также проблема распространения информации в родительской общественности.

    Идея педагогической инициативы заключается в построении внутри МБДОУ обогащенной образовательной среды, посредством внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий, и как следствие – повышения качества образовательной деятельности.

    Цель педагогической инициативы. Повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ

    Задачи педагогической инициативы.

    • развивать мотивацию у детей к содержанию педагогического процесса, расширять кругозор за счет создания и использования готовых мультимедийных разработок. 
    • повышать степень включенности родителей в педагогический процесс через организацию интересных форм работы, а также создания собственного сайта группы.
    • обмениваться накопленным опытом в педагогическом сообществе посредством социальных сетей.
    • содействовать в повышении информационно-коммуникативных компетенций педагогов ДОУ.

    Деятельность по реализации педагогической инициативы.

      Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала. Компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями помогают в решении данной проблемы.

    Информационно-коммуникационные технологии не зависят от темы, формы проведения и содержания образовательной деятельности, а так же от возраста участников. Работа с привлечением информационных технологий помогает педагогу показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности, дать наиболее близкое представление об изучаемой теме, следовательно,  активизирует ребят на деятельность.

    Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение, а использование всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации – это использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.

    Средства   ИКТ, которые используются мною в работе с детьми и родителями:

    ·        Компьютер с программным обеспечением

    ·        Мультимедийный проектор

    ·        Принтер

    ·        Видеокамера

    ·        Фотоаппарат

    ·        Телевизор

    ·        Видеомагнитофон

    Свою деятельность по внедрению ИКТ в педагогический процесс я организовала по следующим направлениям:  

    I.                   Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми:

    • Подбор дополнительного познавательного материала  (мультимедийные разработки и презентации) к непосредственно образовательной деятельности, знакомство со  сценариями праздников и других мероприятий (интернет-ресурсы);
    • Создание тематических презентаций в программе Рower Рoint (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/index/prezentacii/0-15);
    Медиаурок по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения обладает рядом преимуществ: 
    - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
    - движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;С целью переключения детей на творческую активность, для снятия умственного напряжения и повышения эмоционального тонуса организма детей в образовательный процесс можно вставлять подобные динамические паузы (интерактивные физминутки). Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. 

    Задачи подобных динамических пауз (физминуток):

     – предупреждение утомления;

    снятие эмоционального напряжения в процессе занятий;

    восстановления умственной работоспособности;

    – совершенствование общей моторики;

    – выработка четких координированных движений во взаимосвязи со зрением;

    повышение интереса к занятиям.

    Дополнительные задачи:

    повторение, например, если это весенняя физминутка, то признаков весны;

    повторение слов песни;

    • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет-ресурсы, презентация, принтер);
    • Оформление групповой документации (офисные компьютерные программы, принтер)
    • Использование цифровой фотоаппаратуры, видеоаппаратуры и программ редактирования фотографий и видеосъемки для изготовления дополнительного познавательного материала, который использую в создании презентаций, оформления тематических фотовыставок и видеороликов (Н: серия презентаций «Совушка приглашает» (http://www.calameo.com/books/00136923413efa6ca2dce), серия виртуальных экскурсий «Путешествие на тучках» (на стадии создания);
    • Оформление буклетов, визитной карточки группы, личной карточки  воспитанника на кабинку,  билетов на спектакли, пригласительных билетов на праздничные мероприятия(http://mdou21oduvan.ucoz.ru/board/sobytija_gruppy/jarmarka/1-1-0-4, приложение 2).  
    • Использование компьютера в делопроизводстве группы, создании различных баз данных.

     

    II.                Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями:

    • Подбор дополнительного познавательного материала для повышения педагогической компетенции у родителей (к презентациям на родительские собрания, информацию на стенды и в папки-передвижки); материалов по различным направлениям деятельности.
    • Оформление пригласительных на праздничные мероприятия, стендов для родителей, к праздникам сюрпризные моменты  (принтер)
    • Создание тематических презентаций в программе Рower Рoint для проведения родительских собраний, праздничных мероприятий;
    • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий для создания фотоотчетов, фотовыставок, фото-шоу и фото подарков к празднику (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/photo/3, http://mdou21oduvan.ucoz.ru/photo/tvorchestvo/5, http://mdou21oduvan.ucoz.ru/video/vip/4/myvideo/k_dnju_materi, http://mdou21oduvan.ucoz.ru/video/vip/1/myvideo/slajd_shou_quot_starshaja_gruppa_ot_a_do_ja_quot , приложение 3)
    • Использование видеокамеры и соответствующих программ,  для создания видеофильмов «Говорят и показывают Одуванчики» (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/video/ );
    • Создание сайта группы (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/ )  –  презентация видео, фото отчетов о жизни группы, информирование родителей о происходящих событиях, получение информации в форме советов, обратная связь с родителями, выкладывание видеоуроков http://mdou21oduvan.ucoz.ru/index/distancionnye_uroki/0-19 ). Сайт позволяет лучше родителям узнать воспитателей, их увлечения, интересы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.

     

    III.             Обмен опытом в педагогическом сообществе:

    • Обмен опытом (интернет-ресурсы) – (http://mdou21oduvan.ucoz.ru/, http://www.maaam.ru/users/kludmilfn, http://nsportal.ru/kludmilan, http://www.o-detstve.ru/myarticles.html); 
    • Знакомство с периодикой, наработками других педагогов (сайты дополнительного образования);
    • Проведения мастер-классов, в МБДОУ 21, по созданию презентаций, электронных физминуток, презентация опыта работы по ведению документации воспитателя в электронном виде.

     Внедряемость педагогической инициативы

    Представленная педагогическая инициатива может быть с успехом реализована в любом дошкольном образовательном учреждении, при наличии инициативных педагогических кадров и соответствующих средств ИКТ. Даже не имея в образовательном учреждении интерактивной доски можно эффективно внедрять информационные технологии. Имея ноутбук и проектор образовательный процесс в ДОУ можно сделать ярким и полным. Разместив оборудование в одном помещении снимется проблема отсутствия средств информационно-коммуникационных технологий в каждой группе.

     Результаты реализации инициативы.

    Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует повышению качества образовательного процесса:

    • ускоряется передача знаний и накопленного опыта, педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус;
    • при использовании электронных образовательных ресурсов повышается качество обучения, познавательная мотивация у воспитанников, дети быстрее и успешнее адаптируются к происходящим изменениям, соответственно наблюдается рост их достижений
    • отмечая интерес детей к ДОУ, родители стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах. Был создан и реализован проект по созданию пространственно-образовательной среды  «Погружение в зимнюю сказку «Снежная королева» (Приложение 5), с большим удовольствием участвуют во всех мероприятиях группы(Приложение 7).

    Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств в детском саду позволяет модернизировать и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.